Ремонт коробки передач ваз 2106

clip_image001
ВНИМАНИЕ! Коробка передач ваз 2106 состоит из большого количества деталей, многие из них похожи, поэтому для облегчения сборки детали следует раскладывать на листах бумаги по порядку и обязательно подписывать каждую.

Сливаем из коробки передач ваз 2106 масло (см. Проверка уровня и замена масла в коробке передач ваз 2106).
Снимаем коробку передач (см. Замена коробки передач ваз 2106).
Снимаем вилку привода выключения сцепления и подшипник выключения сцепления (см. Замена нажимного диска в сборе и подшипника выключения сцепления ваз 2106).
Тщательно очищаем от грязи, моем картер коробки передач щеткой и горячей водой с моющим средством снаружи и ставим ее на верстак картером сцепления вниз.
ремонт коробки передач
Двумя отвертками разводим секторы распорной втулки и...
ремонт коробки передач ваз 2106
...снимаем ее и резиновую втулку демпфера.
коробка передач
Снимаем эластичную муфту и фланец со вторичного вала коробки передач ваз 2106 (см. Замена манжеты вторичного вала ваз 2106).
коробка передач ваз 2106
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления опоры...
11-5_5_12
...и снимаем ее.
11-5_5_13
Головкой «на 10» отворачиваем гайку крепления привода спидометра...
11-5_5_14
...и снимаем привод спидометра.
11-5_5_15
Ключом «на 22» отворачиваем выключатель света заднего хода...
11-5_5_16
...и снимаем его.
11-5_5_17
Ключом «на 13» отворачиваем упор перемещения рычага переключения передач.
11-5_5_18
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна.
11-5_5_19
Снимаем кронштейн и вынимаем болт с квадратной головкой.
11-5_5_20
Головкой «на 13» отворачиваем остальные гайки крепления задней крышки коробки передач.
11-5_5_21
Снимаем заднюю крышку, передвинув рычаг переключения вправо, чтобы освободить его от штоков включения передач.
11-5_5_22
Осторожно, стараясь не повредить, снимаем прокладку задней крышки.
11-5_5_23
Cнимаем задний подшипник.
11-5_5_24
Снимаем ведущую шестерню привода спидометра и ее фиксатор – стальной шарик.
11-5_5_25
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения передачи заднего хода.
11-5_5_26
Снимаем вилку включения заднего хода и промежуточную шестерню заднего хода.
11-5_5_27
Снимаем со штока включения заднего хода дистанционную втулку.
11-5_5_28
Съемником снимаем стопорное кольцо с промежуточного вала.
11-5_5_29
Снимаем ведущую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.
11-5_5_30
Съемником снимаем стопорное кольцо со вторичного вала.
11-5_5_31
Снимаем ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.
11-5_5_32
Ударной отверткой отворачиваем четыре винта крепления стопорной пластины подшипника и оси промежуточной шестерни заднего хода.
11-5_5_33
Снимаем стопорную пластину.
11-5_5_34
Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.
11-5_5_35
Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки.
11-5_5_36
Снимаем крышку.
Кладем коробку передач на бок.
11-5_5_37
Головкой «на 13» отворачиваем одну гайку,...
11-5_5_38
...а головкой «на 17» – шесть гаек крепления картера сцепления к коробке передач.
11-5_5_39
Разъединяем картеры и снимаем прокладку.
11-5_5_40
Головкой «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов штоков.
11-5_5_41
Снимаем крышку и извлекаем из отверстий три пружины и три шарика.
11-5_5_42
Вынимаем шток вилки включения заднего хода.
11-5_5_43
Головкой «на 10» отворачиваем болт, крепящий вилку включения I и II передач.
11-5_5_44
Вынимаем штоки, одновременно удаляя блокировочные сухари.
11-5_5_45
Вынимаем шток вилки включения I и II передач.
11-5_5_46
Головкой «на 10» отворачиваем болт, крепящий вилку включения III и IV передач.
11-5_5_47
Вынимаем шток вилки включения III и IV передач.
11-5_5_48
Нажав на муфты, включаем сразу две передачи и ключом «на 19» отворачиваем болт крепления переднего подшипника промежуточного вала.
11-5_5_49
Поддев двумя отвертками за стопорное кольцо, вынимаем передний подшипник промежуточного вала.
11-5_5_50
Выталкиваем наружу задний подшипник промежуточного вала.
11-5_5_51
Наклонив, вынимаем промежуточный вал из картера коробки передач.
11-5_5_52
Вынимаем две вилки переключения передач.
11-5_5_53
Поддев отверткой, вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и кольцом синхронизатора.
11-5_5_54
Снимаем игольчатый подшипник со вторичного вала.
11-5_5_55
Поддев отверткой, извлекаем шпонку с задней части вторичного вала.
11-5_5_56
Поддев двумя отвертками, снимаем задний подшипник вторичного вала.
11-5_5_57
Вынимаем вторичный вал из картера коробки передач.
Вертикально устанавливаем вторичный вал, зажав его в тисках через картонные прокладки.
11-5_5_58
Снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.
11-5_5_59
Съемником снимаем стопорное кольцо...
11-5_5_60
...и снимаем ступицу синхронизатора и пружинную шайбу.
11-5_5_61
Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо, а также блокирующее кольцо и пружину синхронизатора.
11-5_5_62
Снимаем шестерню III передачи.
11-5_5_63
Оперев шестерню I передачи на жесткое основание, молотком через проставку из мягкого металла выбиваем вторичный вал...
11-5_5_64
...и снимаем с него шестерню II передачи в сборе, муфту синхронизатора I и II передач, ступицу синхронизатора, шестерню I передачи в сборе и втулку шестерни I передачи.
Элементы синхронизаторов I, II и IV (на первичном валу) передач разбираются аналогично синхронизатору III передачи.
Для снятия подшипника первичного вала...
11-5_5_65
...съемником разжимаем стопорное кольцо...
11-5_5_66
...и снимаем его вместе с пружинной шайбой.
11-5_5_67
Оперев подшипник на жесткое основание, молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем первичный вал.
Для снятия рычага переключения передач с задней крышки картера коробки передач...
11-5_5_68
...отсоединяем от рычага возвратную пружину.
11-5_5_69
Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления шаровой опоры рычага и...
11-5_5_70
...снимаем рычаг со шпилек.
11-5_5_71
Для замены манжеты ведущего (первичного) вала выбиваем выколоткой манжету через отверстие в передней крышке коробки передач и...
11-5_5_72
...снимаем ее.
Тщательно промываем все детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их. На зубьях шестерен и муфт не должно быть сколов, задиров, усталостных выкрашиваний и заметного износа. Поверхности валов, осей и штоков переключения передач должны быть совершенно гладкими, без задиров, раковин и сильного износа. На картере не должно быть трещин и забоин, а в расточках под подшипники – износа и следов проворачивания. На шлицах валов недопустимы коррозия и следы смятия и заедания. Незначительные повреждения можно устранить мелкой шкуркой с последующей полировкой, но лучше заменить поврежденные детали новыми.
Все подшипники качения, как шариковые, так и роликовые, должны быть в безукоризненном состоянии, их радиальный люфт не должен превышать 0,05 мм, на дорожках и телах качения недопустимы любые дефекты. Сепараторы не должны иметь разрывов, касаний колец и оплавлений (у пластмассовых). Вообще, если «пробег» коробки превышает 120 тыс. км и производится ремонт агрегата с разборкой, все подшипники лучше заменить новыми независимо от их состояния, особенно если были замечены сильные повреждения шестерен и муфт включения передач. Манжеты заменяем новыми в любом случае. При сборке смазываем все детали коробки, в т.ч. гнезда подшипников и сами подшипники трансмиссионным маслом, стыки картера и крышек покрываем тонким слоем маслостойкого герметика, а детали механизма переключения – смазкой ШРУС-4.
Собираем коробку передач в порядке, обратном разборке. Пружина фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других жесткостью и имеет черное покрытие. Перед установкой рабочую поверхность манжет покрываем тонким слоем смазки Литол-24. Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала затягиваем моментом 8,1–10,0 кгс.м. Гайку заднего конца вторичного вала затягиваем моментом 6,8–8,4 кгс.м.